К вопросу ценообразования в энергоаудите.
В связи с возросшим интересом к проведению энергоаудита особо актуальной стала проблема определения стоимости работ. С одной стороны, специалистам, которые занимались энергосбережением и до выхода ФЗ-261, было ясно, что делать, как делать, сколько это занимает времени и к чему это все приведет. С другой стороны, мы находимся в ситуации, при которой требования МинЭнерго России по проведению энергоаудита и заполнению энергопаспорта формально определены, а реализация этих требований, часто усложненная отсутствием у потребителя всей необходимой документации, может потребовать трудозатрат, значительно больше ожидаемых.
При этом общепринятая методика ценообразования на проведение энергоаудита, которая бы соответствовала требованиям ФЗ-261, пока отсутствует. То есть, можно сказать, что на сегодняшний день, нет справедливого и, при этом, легитимного способа определения стоимости работ. Есть ценник, который был разработан Московским агентством по энергосбережению и утверждён Правительством Москвы в 1998 году [3], есть прейскурант, утвержденный Свердловгосэнергонадзором в 2001 г. [4], есть экспертные оценки, говорящие о 3-10 % от годового потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и т.д. И то и то можно использовать в переговорах для определения порядка цены, но не для составления сметы.
Отдельной проблемой стоит достоверность предоставляемых данных. Например, в одном поселке старая котельная, учитывая потребленный газ и выработанное тепло, работает с КПД 97%. Казалось бы, куда уж лучше? Но учитывая отсутствие учета у потребителей и то, что проектная мощность котельной 10 МВт, а поселку необходимо только 5, возникают сомнения в реальности цифр. С одной стороны, проводить энергетическое обследование и заполнять паспорт надо. С другой стороны, поиск правды может привести к непредсказуемым последствиям. Но здесь речь не об этом. Для простоты будем считать, что если данные есть, то они достоверны.
Так сколько же стоит энергоаудит на самом деле?
Ряд специалистов [1], [2], обсуждая вопросы ценообразования в энергоаудите, ориентируются на предприятия с большим потреблением ресурсов на технологию. Но здесь много субъективных факторов и создать однозначную систему ценообразования достаточно сложно. Ведь бывают предприятия, где помещение цеха отапливают, запуская сталепрокатный стан, независимо от технологической необходимости и бывают предприятия, с современным импортным оборудованием в подготовленных помещениях, где энергоэффективностью занимались и до ноября 2009 года..
Поэтому, кажется разумным начать с понятных и типовых зданий, ведь большинство энергопаспортов должно быть именно здесь. Например, жилой дом, школа или поликлиника. Конечно и здесь ситуация по энергосбережению и энергоэффективностью может быть диаметрально противоположной.
Опять же, не стоит забывать, что энергопаспорт – это не цель. А целью является реализация мероприятий, которые приведут к снижению потребления ТЭР «… в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента…». Кстати, еще один нюанс: тем, кто уже занимался энергосбережением, эти требования будет реализовать значительно сложнее.
Итак: необходимо провести энергетическое обследование средней школы со следующим потреблением ТЭР: электроэнергии - 80 000 кВт/год, тепловой энергии – 900 Гкал/год, хвс – 2 000 м3/год. Попробуем посчитать исходя из трудозатрат. Предположим, что над этим объектом будут работать 3 человека: инженер 1 категории (80 чел-часов), ведущий специалист (40 чел-часов) и главный специалист (20 чел-часов). Похоже на правду. Используя существующие нормативы на оценку труда данных специалистов, добавляя накладные и сметную прибыль, мы получаем сумму около 120 000 рублей с НДС, но без командировочных расходов и стоимости экспертизы. Кажется вполне справедливым. Причем, если учесть, что годовое потребление ТЭР такой школы около 1,2 млн. рублей, экспертная оценка в 10 % от годового потребления ТЭР также подходит.
Конечно, на объем трудозатрат оказывает влияние много факторов: наличие/отсутствие узлов учета ресурсов, наличие проектной документации, паспортов на системы теплопотребления и узлы присоединения, предоставление данных за предыдущие годы, а также квалификация энергоаудиторов и многое другое.
Теперь вернемся к предприятиям с большим потреблением. Здесь стоимость энергоаудита, по экспертным оценкам, может составлять от 0,5 до 3 % от годового потребления ТЭР в зависимости от размера предприятия и объема потребления. Также, кроме оценки трудозатрат, есть возможность применять еще один способ определения цены энергетического обследования. А именно, как процент от ожидаемой экономии средств. Такой метод требует более «глубокого погружения» в структуру потребления ТЭР предприятия на преддоговорной стадии.
Также, говоря об объеме работ, надо помнить, что в ходе энергетического обследования должно быть составлено несколько документов:
1) Программа энергетического обследования;2) Отчет о проведении энергетического обследования;
3) Энергетический паспорт;
4) Программа энергосбережения.
А поскольку все эти документы должны пройти экспертизу, то и расходы на работу экспертной организации необходимо учитывать в стоимости договора.
Подводя итоги, можно выделить четыре основных способа определения стоимости работ по энергетическому обследованию и составлению энергетического паспорта:
1) По трудозатратам (кол-во сотрудников, чел-часы и т.д.);2) По существующим ценникам [3], [4], или аналогичным, с коэффициентом пересчета на текущие цены;
3) Процент от годового потребления ТЭР;
4) Процент от ожидаемой экономии.
Все эти способы могут дать приблизительную стоимость работ, а окончательная цена определяется уже в ходе переговоров.
Также необходимо признать, что вопрос определения цены в бюджетной сфере, где формальная сторона подтверждения стоимости очень важна, пока остается открытым. Хотя ценник Московского агентства по энергосбережению, утвержденный в 1998 году [3], мог бы стать неплохой основой для формирования цен на энергоаудит в бюджетных учреждениях.
В конце хочется заметить, что возникший ажиотаж вокруг энергосбережения, появление множества фирм, предлагающих эти услуги, все это приводит и к попыткам получения сверхприбыли и к демпингу. Конечно, паспорт можно составить и чисто формально, где среди типовых мероприятий будет только замена ламп, а в большинстве таблиц будет написано «информация отсутствует». Тогда трудозатраты будут действительно невелики. Но для получения реального экономического эффекта необходимо провести значительную работу, которая должна быть справедливо оплачена.
Список литературы:
1. А. Г. Вакулко, А. А. Злобин, Г. А. Романов, «Проблемы ценообразования при проведении энергоаудита», журнал «Энергосбережение», № 3, 2003 г.2. Д. Д. Огородников, «Вопросы ценообразования на рынке услуг по энергоаудиту», журнал «Энергонадзор и энергосбережение сегодня», 2001 г. № 1. — С. 55-57.
3. «Ценник на выполнение работ по обследованию предприятий для выявления возможных резервов экономии топливно-энергетических ресурсов, составлению энергетического паспорта и экспертизы проектов систем производства, распределения и потребления ТЭР по разделу энергоэффективности». Разработан Московским агентством по энергосбережению. Утверждён Правительством Москвы в 1998 году.
4. «Прейскурант на проведение энергетических обследований (энергоаудита) промышленных предприятий, организаций и сельскохозяйственных предприятий с целью оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, выявления резервов снижения энергопотребления и разработки рекомендаций по их использованию (экспресс методом)». Утверждён Свердловгосэнергонадзором в 2001 г.