Особенности национального энергоаудита
Федеральный закон №261 «О энергосбережении и повышении энергоэффективности …» определяет круг предприятий и учреждений, обязанных до 31.12.2012 года провести энергетическое обследование (энергоаудит), в результате которого должен быть составлен энергетический паспорт и разработана программа энергосбережения.
До принятия этого закона никаких требований к энергоаудиторам не предъявлялось и обследование могли проводить любое предприятие или индивидуальный предприниматель. Только члены Ассоциации Рационального Использования Энергоресурсов «МАЭН» проходили добровольную сертификацию и таких энергоаудиторов было менее 200 на всю страну.
После выхода ФЗ № 261 стали создаваться СРО энергоаудиторов, на сегодня их более 50, в состав которых входит около 2000 юридических и физических лиц, желающих проводить энергоаудит.
Энергоаудиторские организации (энергоаудиторы) начав проведение энергетических обследований столкнулись с массой проблем, которые постоянно требуют оперативных решений. Обозначим некоторые из них.
1 Как обычно есть определенная категория фирм, которые занимаются вульгарным демпингом, чему способствует и действующий ФЗ №94 о Госзакупках, основным критерием в котором для победы в аукционе является цена. Находятся и организации, которым предписано проведение обязательного энергоаудита, стремящиеся выполнить это обязательство формально, не заботясь о качестве и достоверности результата.
К сожалению подобных примеров достаточно много и в этих условиях добросовестным энергоаудиторским фирмам остается качественно выполнять работы, снижая их себестоимость за счет отработки методик, внедрения автоматизации, современного оборудования и получение реальной экономии средств на оплату энергоресурсов.
Организациям, которые формально относятся к проведению энергоаудита следует помнить, что деятельность и СРО энергоаудиторов, и самих энергоаудиторов должна периодически проходить проверку, при отрицательных результатах которой СРО может быть исключено из реестра, а результаты аудита признаны недействительными.
2 Довольно часто к энергоаудиторам обращаются с просьбой только составить энергетический паспорт на какое-то здание, например, здание администрации муниципального образования, школы, больницы и т.п.
Это не корректно по следующим причинам.
2.1 Согласно п.1. Статьи 15 ФЗ №261 : «Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.», т.е. обследование проводится не здания администрации или школы, а юридического лица, в собственности которого находится здание, служебные транспорт, возможно автономные источники энергоснабжения и т.п., и энергетический паспорт должен включать в себя данные по всему спектру ресурсо потребления: тепловая и электрическая энергия, топливо, в т.ч. моторное, вода и т.д.
2.2 Согласно п.п. 9 и 10 Положения
«О требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и
использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам
обязательных и добровольных энергетических обследований» утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 г. № 19:
«9. Данные энергетических паспортов
систематизируются и анализируются по следующим показателям:
а) оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) объем используемого энергетического ресурса и его изменение;
в) энергетическая эффективность;
г) величина потерь переданных энергетических ресурсов;
д) потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов;
е) перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
ж) использование вторичных энергетических ресурсов, альтернативных (местных) видов топлива и возобновляемых источников энергии;
з) потребление энергетических ресурсов основными технологическими комплексами;
и) использование электрической энергии на цели освещения;
к) тепловая характеристика зданий, строений, сооружений.
10. Данные энергетических паспортов систематизируются и анализируются по каждому из показателей, указанных в пункте 9 настоящего Положения, по следующим позициям:
а) органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
б) организации с участием государства или муниципальных образований;
в) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
г) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. рублей за календарный год;
д) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды;
е) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
ж) организации, осуществляющие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
з) организации и индивидуальные предприниматели, многоквартирные дома, обследованные в добровольном порядке;
и) виды экономической деятельности организаций, выполняемые работы, оказываемые услуги, производимая продукция и технологические процессы.»
Таким образом на сегодня законодательно установлено, что регистрировать энергетические паспорта, полученные в результате энергетического обследования возможно только в отношении юридических или физических лиц, а не отдельных зданий.
При наличии у лица, в отношении которого проводится энергетическое обследование обособленных подразделений, на каждое из этих подразделений составляются соответствующие приложения к энергетическому паспорту.
Разумеется собственник может заказать
энергетическое обследование или энергетический паспорт на отдельное здание по
форме или согласно приказа Минэнерго РФ от 19.04.2010 г. №182, или согласно
СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», но такой энергетический паспорт не
может быть включен в реестр СРО.
Составление энергетического паспорта – только часть комплекса работ по энергетическому обследованию. В процессе подготовки и проведения энергетического обследования необходимо разработать программу проведения энергетического обследования, составить отчет и представить программу энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Перечисленные материалы передаются в экспертную организацию, входящую в ту же СРО, что и энергоаудитор. На основании результатов экспертизы СРО регистрирует энергетический паспорт в своем реестре и отправляет его копию в Минэнерго.
Подобная многоступенчатая система контроля результатов энергоаудита достаточно громоздка, но снижает вероятность получения некорректных данных, так как СРО несет полную ответственность за качество энергетического обследования, вплоть до исключения из реестра саморегулируемых организаций по энергоаудиту. Поэтому договор на энергетическое обследование является трехсторонним: Заказчик, Энергоаудитор и СРО. Необходимость проведения экспертизы результатов энергетического обследования неоднозначна, но такой порядок содержится в рекомендациях Минэнерго. Поэтому в СРО НП энергоаудиторов «Инженерные системы – проект» три организации: ООО «ПетроТеплоПрибор», ООО «Промэнерго», ЗАО «Синто» получили статус экспертных, а ориентировочная стоимость экспертизы определена как 3% от стоимости энергетического обследования, но не менее 5000 руб.
3 В ряде случаев заказчик энергетического обследования имеет в собственности часть здания. Конечно, с технической точки зрения надо бы проводить обследование и реализацию энергосберегающих мероприятий всего здания целиком, но договор заключается с конкретным юридическим лицом и данные по энергопотреблению должны относиться только к нему, энергетический паспорт, как уже говорилось выше, составляется на организацию – заказчика энергетического обследования.
Кроме того собственники других помещений могут не допустить энергоаудиторов на свои площади.
Поскольку энергосберегающие мероприятия будут намного эффективнее, если их проводить в масштабе всего здания, то о целесообразности энергетического обследования всего здания следует указать в предлагаемых мероприятиях.
4 Те, кто профессионально занимается вопросами энергосбережения, часто отмечают отдельные шероховатости в ФЗ №261, например, закон требует разработки мероприятий, обеспечивающих снижения энергопотребления на 3% по отношению к базовому году ежегодно по каждому виду энергоресурса. Как это обеспечить, если некоторые параметры измеряются с погрешностью значительно больше 3%? Тепловая энергия измеряется с погрешностью ±4%, т.е. диапазон изменения измеренного параметра составляет 8%. Таким образом, требуемое законом снижение энергопотребления в частности по тепловой энергии на 15% к 2015 году более чем на половину может быть достигнуто за счет умелого использования метрологических погрешностей.
5 При энергоаудите требуется измерять и активную и реактивную электрическую мощность. В этом вопросу в отдельных случаях так же возможны неточности из-за широкого распространения безтрансформаторных (импульсных) преобразователей (ИП), которые сегодня используются практически во всех блоках питания приборов, компьютеров, средств автоматики. Как известно, ИП потребляют только активную мощность, но при измерении потребляемой мощности методом вольтметра и амперметра, полная мощность в ВА оказывается значительно больше чем активная мощность в Вт. При обычных преобразователях эта разница и есть реактивная мощность, которую надо компенсировать и т.п. Но в случае ИП это так называемая «кажущая мощность», которая возникает исключительно из-за метода измерения. Поэтому при измерении потребляемой электрической мощности крайне важно правильно выбрать тип измерительного прибора.
6 Кроме технических трудностей в стремлении снизить энергопотребление за счет повышения энергоэффективности существуют и организационные. К примеру известно, что реальную экономию тепловой энергии и дает автоматическое регулирование теплопотребления.
Если система потребителя гидравлически соединена с теплосетью (ТС) или регулятор установлен в первичном контуре (до теплообменника), то его работа, при наличии таких регуляторов у определенного количества потребителей, будет менять гидравлику ТС, что может вызывать гидравлические удары, нарушение работы оборудования и т.п. Если абонент развяжется с ТС через теплообменники и установит регулятор во вторичном контуре, то рискует получить штраф за превышение температуры обратной сетевой воды.
Как удалось выяснить, штраф за превышение температуры обратки сохранился с тех времен, когда на ТЭЦ платили премию за КПД и энергетики таким образом заботились о своем благополучии. С технической точки зрения высокая температура обратки привет к увеличению потерь в трубопроводе, но при наличии системы автоматического управления на источнике параметры должны быстро приведены в норму.
Таким образом, для того чтобы внедрение энергоэффективного регулирования теплопотребления стало экономически выгодно потребителю, необходимо отменить штраф за превышение температуры обратки.
Вообще-то, как нам представляется, надо говорить не о энергосбережении, а о эффективном использовании энергии. Еще в советские времена говорили о том, насколько энерговооруженность американского рабочего выше чем у советского и как это влияет на производительность труда. И то, что у нас над теплотрассами в мороз растет трава, парят люки, а на крышах тает снег и образуются «сосули» – это все, по существу, неэффективное использование энергии.
Как не раз уже доказывали аналогичные компании по энергосбережению, проводимые в нашей стране раньше, эту проблему директивными методами не решить, тем более в наше время. Это должно быть экономически выгодно. А какая выгода может быть для теплоснабжающей организации, которая провела необходимые мероприятия, например, повысила КПД котлов, стала потреблять меньше топлива, а предприятие, поставляющее топливо, выставляет штраф за невыполнение договорных обязательств? Экономическая выгода от мероприятий сводится к нулю, а добавляются только судебные хлопоты. Договор на поставку топлива заключен же до начала отопительного сезона исходя из среднегодовых температур, а какая будет зима никто не знает.
Вряд ли существующий монополизм энергоснабжающих предприятий позволит реализовать поставленные правительством цели.
Иллюстрацией этого может служить «тринадцатая квартплата» в Петербурге, когда в 2010 году потребителям тепла, не имеющим узлы учета, выставили дополнительную платежку за тепло, так как зимой температура была ниже, чем предусмотрено договором. Уже в одном районе суд вынес решение в пользу потребителей. Вот данные среднемесячных температур за отопительный период в Санкт-Петербурге Северо-западного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (http://adm.meteo.nw.ru/NWUGM/upr.htm):
Фактическая среднемесячная температура
|
||||||||
|
октябрь |
ноябрь
|
декабрь
|
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
Средняя
температура за холодный период |
2007-2008 |
7,5 |
-0,7 |
0,8 |
-1,7 |
-0,2 |
0,4 |
7,0 |
1,9 |
2008-2009 |
8,8 |
3,1 |
-0,9 |
-3,4 |
-3,9 |
-0,8 |
4,3 |
1,1 |
2009-2010 |
4,6 |
2,4 |
-5,1 |
-12,1 |
-8,4 |
-2,4 |
6,7 |
-2,0 |
Средние многолетние значения среднемесячной температуры (нормы) |
||||||||
Средние
многолетние
|
5,7 |
0,1
|
-4,6
|
-7,8
|
-6,9
|
-2,2
|
4
|
-1,6
|
Отклонения от нормы среднемесячных температур (аномалии) |
||||||||
2007-2008 |
1,8 |
-0,8 |
5,4 |
6,1 |
6,7 |
2,6 |
3,0 |
3,5 |
2008-2009 |
3,1 |
3,0 |
3,7 |
4,4 |
3,0 |
1,4 |
0,3 |
2,7 |
2009-2010 |
-1,1 |
2,3 |
-0,5 |
-4,3 |
-1,5 |
-0,2 |
2,7 |
-0,4 |
Из этой таблицы видно, что средняя температура в период 2009-2010 года
-2ºС
действительно на 0,4ºС ниже чем
многолетнее значение (- 1,6 ºС), но на сколько в предыдущие периоды средняя температура
была выше! Так что, потребителю вернут деньги за те годы? Разумеется нет, но
можно предположить какие значения появятся в договорах на будущий отопительный
период или насколько возрастут тарифы, поскольку теплоснабжающие организации
так или иначе компенсируют увеличение своих затрат. Причем этот метод намного
проще чем модернизация котельных.
Кстати, при
обследовании теплоснабжающих предприятий приходится сталкиваться с моментами,
которые должны заинтересовать правоохранительные органы. Например, на
котельной, согласно представленных данных, в отопительный период 2008-
Энергетические обследования безусловно должны выявить такие моменты, которые,
вполне вероятно, не будут единичными. Можно представить развитие событий после
того, как выяснится, что за тепло платили значительно больше, чем должно было
быть? Всегда найдутся люди, которые обратятся
в прессу, в суд. Да и управленцы теплоснабжающих предприятий будут иметь свое
мнение, отличное от энергоаудиторского. Поэтому вероятность возникновения
определенной напряженности в обществе после проведения энергетических
обследований и опубликование их достаточна велика.
7 При проведении энергоаудита энергоаудиторы должны выполнять большой объем различных работ: тепловизионная съемка здания, измерение реального потребления энергоносителей, разработка необходимых документов и т.п. Все это стоит определенных денег. Сегодня нет федеральных тарифов на работы энергоаудиторов и их отсутствие создает определенные сложности при заключении контрактов. Хотя уже определяется уровень цен на энергоаудит исходя из трудоемкости работ – так, например, энергетическое обследование, например, организации занимающей одно здание (школа, детский сад) стоит, как правило, от 80 000 до 120 000 рублей.
Количество организаций, обязанных провести энергетические обследование очень велико. Только по Северо-Западу их около 50 000. Так что энергоаудиторам предстоит огромная работа, в процессе которой будут возникать вопросы как из-за несовершенства нормативных документов, отсутствия финансирования, разной квалификации исполнителей, так и из-за многих других причин.
Учрежденное 21.03.2011 г. некоммерческое партнерство «Национальное объединение энергоаудиторов» (НОЭ), объединившее более 30 СРО в области энергетических обследований позволит оперативно решать возникающие проблемы, а избрание Президентом НОЭ В.А. Пехтина, депутата Государственной Думы, вселяет уверенность, что мнение энергоаудиторов будет услышано руководством страны.
Крумер
Р.Г.
директор, СРО НП «ИС - проект», технический
директор СРО НП «ИС - аудит»;
|
Крумер Л.Р. Исполнительный директор ООО «ПетроТеплоПрибор»,
|
г.
Санкт-Петербург. |